Общие принципы начального обучения
Умелое и последовательное руководство первыми шагами музыкального образования дает хорошие результаты, даже, при минимальных музыкальных способностях. В отличие от логического, анализирующего и обобщающего, образное мышление является наглядным, эмоционально насыщенным и проницательным. Согласно принципам прогрессивной методики, слуховое восприятие осуществляется на художественном материале. В процессе обучения, особое внимание обращается на точность координации движений обеих рук. Работа над гаммами начинается с двухоктавных гамм в І позиции. Гаммы обязательно играются доступными ученику штриховыми (щипок, удар) и метро-ритмическими (дуоль-триоль) вариантами. Навыки известной технической подвижности правой и левой рук, добытые соответствующими упражнениями и гаммами, закрепляются путем систематического изучения этюдов. Используется принцип последовательного изучения музыкального материала: сначала — элементарные упражнения и легкие пьесы, а далее гаммы, этюды, более сложные пьесы. Данная методика формирует постепенный переход к пьесам с более сложной мелодией, и ритмом, развитым сопровождением
Важнейшей предпосылкой процесса обучения игре на гитаре является выявление (проверка) музыкальных способностей будущего ученика, формируются склонность мыслить художественным образом, наличие творческой фантазии в этой области. В процессе обучения гитаре и вокалу также уделяется огромное внимание развитию и совершенствованию всех элементов музыкальной одаренности. Выявление основных музыкальных способностей в начале обучения проводится дифференцированно, и направлена на выявление:
1) музыкального слуха;
2) чувства ритма;
3) музыкальной памяти;
4) эмоциональной восприимчивости музыки.
1. Музыкальный слух
Данная методика обучения предполагает развитие ладового чувства, выявление внутреннего слуха, способность различать количество и высоту звуков в гармонических сочетаниях, — т.е. гармонический слух, который имеет большое значение для гитариста. Ведь гитара по своей природе — инструмент, способный к воспроизведению мелодии с насыщенным гармоническим сопровождением, а также часто используется как аккомпанирующий инструмент. Музыкальный слух дифференцируется на звуковысотный, ладовый (мелодический и гармонический), тембровый и динамический, и, каждый из этих компонентов имеет большое значение для обучения гитарной игре.
Таким образом, в данном курсе игры на гитаре, развитие слуховых навыков гитариста сводится:
а) к воспитанию такого слухового комплекса, в который входит с одной стороны, — многоплоскостное внимание, охватывающее все вышеперечисленные детали, с другой стороны — представление звучания целостного произведения;
б) воспитание слуха исполнителя, как такого комплекса, в котором слуховое внимание скоординировано со свободой мышечно-двигательного процесса (аппарата);
в) воспитание слухомоторного комплекса, как психо-физиологического процесса, который имеет тесную ассоциативную связь с миром, лежащим за пределами музыкального искусства.
2. Чувство ритма
В ряду средств выразительности ритм является одним из основополагающих в силу того, что музыка — звуковой процесс, разворачивающийся во времени.
3. Музыкальная память
Музыкальная память — понятие синтетическое, включающее слуховую, логическую, зрительную, двигательную и другие виды памяти. Как и все способности она поддается значительному развитию. Качество рационального запоминания произведения в большой мере зависит от интенсивности его эмоционального переживания, степени увлечения его красотой, а потому очень важна максимальная активизация процесса работы над сочинением.
4. Эмоциональная восприимчивость музыки
Без способности глубоко воспринимать идейно-эмоциональное содержание музыки и активно воссоздавать, невозможна профессиональная деятельность музыканта-исполнителя. Один из главных признаков музыкальности — эмоциональная восприимчивость музыки.
№3974199 Створено: 1 серпня